Организация работы с детьми в летний период
Старший воспитатель Яцкова О.А.
Консультация для воспитателей
«Организация работы с детьми в летний период»
Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, многообразие форм, красок и звуков в природе, множество разных переживаний и новых впечатлений, богатая витаминами пища, раздолье для движений в природных условиях – все это даёт ребёнку значительный физический и эмоциональный запас сил для успешного полноценного развития и повышения иммунитета.
В то же время лето таит некоторые опасности для здоровья детей – риск перегрева, солнечного ожога, общей расслабленности в жаркие дни, утомления от излишней беготни, неблагоприятного воздействия воды при неумеренном пользовании ею.
В летний период режим дня максимально насыщается деятельностью на открытом воздухе: прогулки, экскурсии, походы, игры на природе – всё это позволяет детям приобретать новый двигательный опыт.
Итак, основной целью коллектива дошкольного учреждения в летнее время является общее оздоровление и укрепление детского организма. Добиться этого возможно только благодаря совместным усилиям педагогического, медицинского и обслуживающего персонала, его своевременной подготовке к летнему оздоровительному сезону.
Физическое воспитание летом имеет свои особенности, хотя и является продолжением работы, проводимой в течение учебного года, организуются следующие мероприятия: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, элементы физического воспитания в режиме дня (самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры), закаливающие процедуры, совместная и самостоятельная деятельность (различные игры с использованием физкультурного оборудования)/
Утренняя гимнастика проводится на спортивной площадке или участке. Гимнастика повышает мышечный тонус и создаёт положительный эмоциональный настрой. Одно из основных требований – утренняя гимнастика не должна носить принудительного характера.
Чтобы гимнастика проходила интересно, динамично, необходимо широко использовать музыкальное сопровождение, спортивный инвентарь, привлекательные атрибуты (платочки, ленточки, флажки и т.п. – для коллективного выполнения движений).
Содержание утренней гимнастики зависит от возраста детей (имеющихся у них двигательных навыков), условий проведения и планируемой двигательной деятельностью в течение дня.
Если в этот же день предстоит спортивный праздник или развлечение, то часть упражнений утренней гимнастики будет своего рода подготовкой к ним.
Можно использовать различные формы утренней гимнастики: традиционные; сюжетные; оздоровительный бег с комплексом упражнений; упражнения с включением в них танцевально-ритмических движений, игры разной подвижности и т.п.
Физкультурные занятия летом имеют своей целью привлечение детей к оптимальной двигательной активности, приносящей ощущение «мышечной радости». Занятия строятся на знакомом материале. Ребята отрабатывают и закрепляют полученные в учебном году двигательные навыки.
Детей младшего возраста следует упражнять в правильном использовании оборудования, применении навыков ориентировки в пространстве (на участке, спортивной площадке).
Для старших дошкольников важно, чтобы они могли реализовать свои интересы в спортивных играх и упражнениях, проявляя имеющиеся у них двигательные способности и всячески развивая их.
Двигательная активность должна соответствовать двигательному опыту ребёнка, его интересам, желаниям и функциональным возможностям.
Форму проведения занятия выбирают в зависимости от поставленных задач.
Занятия могут быть:
- тренировочными;
- сюжетно-игровыми;
- ритмопластическими;
- комплексными;
- физкультурно-познавательными;
- тематическими.
Формирование основ физической культуры тесно связано с решением задач экологического воспитания: становление потребности в здоровом образе жизни, обучение природосберегающему поведению, уважению к живому, соблюдению правил экологической безопасности, использованию природных факторов для укрепления физического, эмоционально-психического здоровья.
Лето – благоприятное время для решения многих задач в работе с дошкольниками, в том числе и познавательных. Педагоги должны как можно полнее использовать условия летнего периода в разных видах деятельности, которые позволят детям закрепить и применить знания, полученные в течение учебного года.
Ознакомление с каким-либо предметом или явлением даёт наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функция речи. Овладение орудийными действиями развивает руку малыша.
Летом растения, животные большую часть дня находятся в поле зрения ребенка. Более доступными для детей становятся почва, песок, вода, воздух, камни – как материал для исследования. О свойствах, качествах, взаимосвязи этих природных объектов и использовании их человеком ребята узнают в процессе проведения простейших опытов и экспериментов.
Экспериментирование включается в различные формы работы с детьми:
- экскурсии;
- прогулки;
- путешествия;
- трудовую деятельность;
- наблюдения;
- проведение опытов, организованное как самостоятельная или совместная деятельность.
Лето предоставляет благоприятные возможности для разнообразной изобразительной деятельности детей, насыщенной новыми яркими впечатлениями. Могут использоваться следующие формы работы:
- художественно-изобразительная деятельность на открытом воздухе;
- совместная изодеятельность детей и взрослых;
- занятия по интересам;
- самостоятельная изобразительная деятельность;
- организация выставок детских работ;
- проведение праздников, викторин, конкурсов.
Летом можно широко использовать нетрадиционные техники изобразительной деятельности, такие как:
- «Граттаж»;
- «Пенный орон»;
- «Фотокопия»;
- «Ладоневая и пальцевая живопись»;
- «Диатипия и монотипия»;
- «Мозаичная живопись»;
- «Пластилиновая живопись»;
- «Набрызг»;
- «Печать природными формами»;
- «Рисование мятой бумагой, кусочками картона с разной текстурой»;
- «Кристаллическая текстура»;
- «Кляксография»;
- «Волшебные нити»;
- «Линогравюра»;
- «Рисование через мокрую марлю».
Летом необходимо проводить больше досугов, развлечений, особенно интересны детям «неожиданные» праздники. Такие праздники не требуют долгой подготовки, но неизменно вызывают большой интерес детей.
Наиболее любимая игра в летний период – строительство из песка. Главное условие успешной деятельности в данном случае – это подготовка песка к работе. Он должен быть чистым и влажным. Малыши еще не умеют создавать крупные постройки, их сооружения несовершенны и просты. Старшие дети сооружают крупные коллективные постройки, сложные по конструкции, развертывают интересные сюжетные игры. Для поддержания интереса к данным видам игр, обогащению сюжета следует использовать дополнительный материал, крупный строительный материал, игрушки, различные ёмкости, дощечки и др. Не меньший интерес также вызовут у детей игры с водой, для этого нужно совсем немного – детский надувной бассейн или таз с водой, игрушки и атрибуты.
Мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и другие игрушки выполненные своими руками помогут занять воспитанников интересной деятельностью, создать хорошее настроение на весь день.
Музыкально-дидактические игры для дошколят
Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя
(Консультация для педагогов).
Музыкальный руководитель
МБДОУ № 316
Козловская И. А.
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это светлое окно через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливой любознательности.
В. А. Сухомлинский.
Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, всё большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания и обучения в условиях современной кризисной ситуации в экономической, духовной и культурной сферах нашего общества. В настоящий период необходимо уделять большое внимание расширению материальной базы ДОУ, разработке и внедрению наглядных пособий, в целях повышения качества образования. Использование дидактических пособий в музыкальном воспитании позволяет в игровой форме дать детям знания о музыке. К таким пособиям относятся музыкально- дидактические игры.
Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты, разобраться в соотношении звуков по высоте, развить тембровый, динамический слух, чувство ритма, музыкальную память, творческие способности .Музыкально- дидактические игры объединяют разделы пения, слушания, движения под музыку, игры на инструментах. Они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание играть в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить , ценить , понимать музыку. Музыкально- дидактические игры используются на музыкальных занятиях, Но этим вряд ли можно ограничиться. Нужна ещё и такая среда , в которой можно углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять. Музыкально- дидактические игры нужно использовать в группах. Хранятся они в музыкальных уголках, соответствуют возрасту детей , постоянно обновляются, меняются. В месяц осваивается 1 игра в младшем возрасте и 2 в старшем. В год должно быть освоено 10-12 игр в младших группах и 20 игр в старших группах. Музыкально – дидактические игры должны быть интересно и красочно оформлены. Изображение муз. образов яркое, художественное. Игры, которые дети изготавливают сами, становятся более желанными. Например, ребята могут вырезать ритмические карточки-ноты, приклеивать их на фланель, чтобы использовать их на фланелеграфе. Или дети могут подобрать дома в журналах картинки для таких игр, как: « В лесу», « Что делают зайцы» , «Из какой мы песни», « На чём играю». Можно детям 5-6 лет дать задание подновить карточки .Самостоятельное выполнение детьми музыкально- дидактических упражнений , особенно с настольно- печатными играми, повышает их интерес к пению , позволяет находить оригинальные решения музыкально- сенсорных заданий. Грамотный и творческий подход к созданию развитой среды в группе помогает сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей. Педагоги способны своими руками творчески оформить музыкально- дидактические игры, которые будут отвечать принципам и задачам по эстетическому воспитанию дошкольников.
Виды музыкально- дидактических игр.
Музыкально- дидактические игры делятся на :
- Сюжетно- ролевые( имеют сюжет и роли: « Солнышко и дождик», « Кого встретил колобок», « Весёлый поезд»).
-Настольные( на ограниченном пространстве с использованием наглядных пособий).
-Подвижные .
Настольные музыкально-дидактические игры Л.Н. Комиссарова и Э. П. Костина классифицируют на 4 вида:
-Развивающие звуковысотный слух( « Эхо», « Качели», « Труба»).
-Развивающие ритмическое чувство( « Петушок, курочка и цыплёнок», «Ритмическое лото»).
-Развивающие тембровый слух( « Музыкальные инструменты», « Угадай на чём играю»).
-Развивающие динамический слух( « Громко- тихо», « Кто самый внимательный»).
Подвижные музыкально- дидактические игры – это хороводные с элементами соревнования под музыку.
В зависимости от дидактической задачи и развёртывания игровых действий подвижные игры А. Н. Зимина подразделяет на 3 вида:
- Спокойное музицирование ( дети делятся на подгруппы- соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить муз. произведение).
-Игры типа подвижных ( дети делятся на подгруппы, слушая музыку , реагируют на неё движениями). Например , на тихую музыку двигается одна подгруппа , а на громкую – другая .Завершающий момент- каждая подгруппа собирается около обозначенного места.
-Игры с ограниченной двигательной активностью.( соревнуются 2, 3 круга или коллектив и солист).
Усвоение игр проходит в 4 этапа:
- Знакомство с музыкальным произведением, составляющим основу игры, со зрительными образами.
-Знакомство с содержанием, правилами, задачами, действиями.
-Перенос полученных музыкально- сенсорных умений, навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность детей. Совершенствование навыков под косвенным руководством взрослых.
Дидактическая игра является формой обучения наиболее характерной для детей. Игровые действия очень разнообразны. Игры для маленьких детей заключаются в сравнении мелодии, звуков, раскладывании картинок по жанрам. В потешках, игровых песенках , в играх с пальчиками педагог привлекает внимание ребёнка к окружающим предметам, называя их. Игровые действия старших дошкольников сложнее. Они требуют взаимной связи действий одних детей с другими, их последовательности, очерёдности. Одним из элементов музыкально- дидактической игры являются правила, которые имеют обучающий характер, организующий и дисциплинирующий. Правила игры постепенно усваиваются детьми. Ориентируясь на них , дети оценивают правильность своих действий и действия товарища, взаимоотношения в игре. Дидактическая игра сочетает в себе наглядность слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и. т. д.
К наглядности относятся:
-предметы, которыми играют дети и действия с ними,
-_картинки с изображением предметов и действия с ними
-наглядный показ, пояснение словами игровых действий и выполнение игровых правил.
Руководя играми, воспитатель использует разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры. Иногда педагог рассказывая о каком-то событии, создаёт соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Педагог может не включаться в игру, но как умелый режиссёр , руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведёт их к определённому результату .Пробуждая детскую деятельность, педагог делает это косвенно: шутит, выражает удивление, использует игровые сюрпризы. Заканчивая игру, педагог должен вызвать интерес к её продолжению, создать радостную перспективу: « В следующий раз будем играть в новую игру, она будет ещё интереснее».Воспитатель разрабатывает варианты знакомых игр или создаёт новые. Существуют 3 вида руководства игрой. Взрослый –лидер(личным примером побуждает ребёнка к совместному музицированию , показывает исполнительские приёмы, проводит с детьми игры).Взрослый-партнёр ( совершает совместные игровые действия с ребёнком. У ребёнка развивается умение включаться в сотрудничество с партнёром на основе совместных действий). Взрослый- ведомый( создание такой ситуации, при которой ребёнок руководит игрой, а педагог следует за ним.
Дидактические игры иногда предшествуют занятиям. В таких случаях их целью является привлечение интереса детей к тому, что будет на занятии. Игра может чередоваться с занятиями. Когда необходимо усилить самостоятельность детей, организовать применение усвоенного в игровой деятельности, подвести итог
Дидактическая игра имеет определённый результат, который является показателем успехов детей в усвоении знаний, в характере взаимоотношений. Дидактическая игра является практической деятельностью , в которой дети используют знания, полученные на занятии. А так же является незаменимым средством в преодолении различных затруднений в развитии музыкальных способностей детей. Поэтому необходимо применять музыкально- дидактические игры на занятиях и в свободной деятельности .
Познавательно-речевое развитие дошкольников
Консультация для воспитателей на тему:
«Познавательно-речевое развитие дошкольников»
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.
Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
В речевом развитии ребенка особое значение имеет возраст 4 года. Именно с этого времени начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей; идет становление качественной стороны речи.
Нормально развивающийся ребёнок в 4 года активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми; все большую роль в его жизни играют сверстники, другие дети. Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В то же время, наличие перечисленных умений является показателем нормального развития детей.
Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становиться «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня развития дошкольников. В первую очередь, это связано с ухудшением здоровья детей. По данным доктора медицинских наук И.С. Скворцова, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции. Подобные отклонения могут отрицательно отразиться на последующем развитии и обучении ребенка. А его речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. Сегодня у многих детей к 5 годам, уровень развития ниже положенной нормы, и они нуждаются в помощи специалистов – логопедов.
Особенностью современной ситуации является более раннее (в среднем примерно с 5 лет) овладение детьми письменной формой речи. В основном это касается такого навыка, как чтения. При этом часто речевое развитие подменяется прямым, специальным обучением чтению и письму, а задачи формирования устной речи уходят из-под контроля и внимания взрослых. Письменная речь в этом случае ложится на неподготовленную речевую почву и в последующем часто приводит к расстройствам чтения и письма (дислексии и дисграфии). Хорошо подготовить ребенка к школе, заложить прочный фундамент обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию устной речи дошкольника.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Шаблон в развитии речи, механическое запоминание речевых штампов могут принести ребенку только вред. Однако и стихийность тоже не допустима. Развитие речи – это целенаправленная и последовательная и педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных методических методов и собственных речевых упражнений ребенка.
Речевое развитие осуществляется не только на мероприятиях речевого цикла, но и в других видах детской деятельности: в познавательном развитии, на мероприятиях математического цикла, в процессе художественно – эстетического развития (литература, музыка, театрализованная и изобразительная деятельность). Интегрированный подход позволяет осуществлять нормальное функционирование речи в жизни детей и значительно повысить эффективность и результативность работы воспитателей по развитию речи.
Рассмотрим, как осуществляется решение задач по развитию речи дошкольников в некоторых видах деятельности.
Работа по познавательному речевому развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием, происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматически строй речи, дети общаются друг с другом и с воспитателями, оформляют свои мысли в связанные высказывания.
В среднем дошкольном возрасте дети продолжают постигать мир природы и человека, начинают устанавливать связи и зависимости в окружающей действительности (знакомятся с целевыми связями, постигают понятие «последовательность» и его значение в жизни природы и человека).
В детском саду детям систематически передается разнообразная информация о природе: об отдельных представителях растительного и животного мира, особенностях их внешнего вида, повадках, условиях жизни. Дети знакомятся с объектами (камень, песок, вода и др.), явлениями неживой природы в соответствии с сезонными изменениями (дождь, снегопад и др.) и природными материалами (дерево, глина, песок и т.д.).
Внимание детей обращается на то, что в любом объекте природы есть внешние характеристики, которые ребенок может определить сам: цвет, форма, размер, запах, вкус и т.д. В то же время у каждого объекта есть свои секреты, о которых можно узнать не только от взрослых, но и самому увидеть при определённых условиях, свойства предметов, повадки животных и т.д. Например, лист. Свойство – легкий, т.е. если его подбросить, то он может долго кружиться в воздухе; если лист опустится на воду, то он не тонет, а плавает по поверхности и т.д. Например, ёжик. Портрет – небольшой зверек, с вытянутой мордочкой. У него есть носик, глазки, рот, ушки и т.д. Спина ежика покрыта иголками, а мордочка и брюшко - мягкой шерстью. Повадки – если ежика тронуть (спугнуть), то он сворачивается клубком.
Постигая мир человека, дети начинают знакомиться со схемой собственного тела и связанными с ним пространственными ориентировками (левая рука – налево, правая рука – направо, над головой – вверху, под ногами – внизу, за спиной – позади). Продолжается работа по расширению и уточнению представлений детей о рукотворном мире (предметах сделанных руками человека и играющих большую роль в его жизни). Рассматривая разнообразные предметы, дети не только определяют части и внешние характеристики, но и более глубоко начинают постигать их целевое назначение и функции. Обращается внимание на зависимость свойств, качеств и частей предметов от их целевых назначений и функций. Дети знакомятся со свойствами и качествами рукотворных материалов (бумага, ткани, пластилина, стекла и т.д.) Полученные представления закрепляются в полученной деятельности детей.
В течении года детей целенаправленно знакомят с различной деятельностью людей: профессиональной (труд для других);бытовой (труд для себя и семьи); отдых, увлечения(труд для души).
Большое значение для речевого развития играют средства, методы приемы, использующиеся для познавательного развития детей. Наряду с традиционными формами (экскурсии, занятия и т.п.) используется и новые. «Встреча со сказкой» проводится во время прогулок в природу. Воспитатель заранее определяет объект, к которому придут дети (дерево, куст, лесная тропинка и т.д.) Перед прогулкой со сказкой. По пути на место дети внимательно смотрят вокруг, а воспитатель поддерживает заинтересованность детей фразами: «Давайте свернем на эту тропинку. Может быть, она приведет нас к сказке?», «Подойдите к этому дереву. Может быть, здесь спряталась сказка?» Придя на место, дети вспоминают известную им сказку (или несколько сказок), отдельные эпизоды или героев, соответствующих данному месту. Например, у яблоньки разговор подойдет о сказке «Гуси-лебеди». Дети рассматривают дерево, его ветки, листья и плоды (если есть), пересказывают соответствующий эпизод, при необходимости вспоминают предшествующие и последующие события сказки, предлагают свои варианты обращений с просьбой к яблоньке. Данная форма не только способствует эмоциональному восприятию объектов и явлений природы, но и развивает все стороны речи детей. Познавательная сфера детей обширна и многогранна. Она охватывает все стороны жизнедеятельности и развития ребенка. Большое значение отводится обогащению не только сознания детей познавательным содержанием, но, самое главное, их активной позиции в познании мира. Дети много наблюдают, экспериментируют, рассматривают, создают своими руками. Им предоставляет возможность высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания. Воспитатели всегда готовы выслушать ребенка, ответить на его вопросы, совместно обсудить и решить познавательные проблемы. Такой подход создает максимально благоприятные условия для развития всех сторон речи детей.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников влияет на совершенствование разных сторон речи детей: словаря, грамматического строя речи, связной речи (объяснительной). На специальных занятий дети знакомятся с понятиями «низкий - высокий», «узкий - широкий», «длинной - короткий» и др. При этом широко используется прием сравнения, практические действия детей ( построить домики разной высоты, выложить дорожки разной длины и т.д.).
Освоение математических представлений особое влияние оказывает на грамматические строй речи детей. Многие математические понятия закрепляют в соответствующих формах слов, словосочетаниях и предложениях. Например, осваивая пространственное расположение предметов (относительно друг друга), дети обязательно усваивают их словесное обозначение (выше всех - ниже всех, медленно – медленнее, быстро –быстрее). Отвечая на вопросы воспитателей, рассматривая сюжетные картинки, дети оформляют свои мысли в разные по сложности предложения. Например: « Зайчик сидит между куклой и собачкой. Зайчик сидит выше матрешки, машины и пирамидки. Пирамидка стоит ниже зайчика, куклы и собачки. В лесу дерево выше, чем куст. Куст выше, чем трава. Цветок ниже куста. В нашем лесу цветов больше, чем грибов» и т.д.
В течение года дети осваивают счет в пределах пяти. Здесь активно отрабатывается согласование числительных и существительных в роде, в числе и падеже (один гриб - два гриба - пять грибов).
Игры и игровые упражнения, обыгрываемые сюжеты активизируют речь детей. Например, в сюжете « Магазин «Одежда» дети рассматривают разные предметы, определяют их цвет и размер, местоположение на прилавках, а затем закрепляют полученную информацию через загадки – описания. Закрепление принципа классификации предметов по одному или нескольким признакам проходит в игровых упражнениях « Съедобное – несъедобное», «Дикие и домашние животные» и т.п.
Осваивая математические представления, дети сопровождают свои действия объяснениями. Это положительно влияет на развитие речи, готовит их к усвоению сложного типа монолога - рассуждения. Можно использовать работу парами, задания, построенные на вопросах воспитателя детям и вопросах детей друг другу (например, игровое упражнение « Угадай-ка» на разном математическом содержании). Подобные формы работы способствуют развитию коммуникативной функции речи.
Ежедневное чтение художественной литературы в детском саду, специальные занятия по художественной литературе оказывают большое влияние на развитие словаря детей. На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия: жанр, рифма, писатель, автор, иллюстрация, поэзия, поэт, эпитет и др. Введение понятия «сравнения» и работа с ним как со средством художественной выразительности оказывают большое влияние на богатство речи (образность, выразительность). Дети не только упражняются в умении выделить сравнения в художественных произведениях, но и участвуют в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. При этом они учатся употреблять характерные для сравнения союзы как, словно, будто. Систематический анализ произведений готовит детей к последующему более осознанному освоению структуры текста, правил построения связных высказываний. Дети начинают понимать, что любая сказка имеет главную идею, героев (действующих лиц), последовательность событий. Внимание детей обращается на традиционные сказочные словесные обороты, которые одновременно являются одним из средств связанности высказывания.
Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей.
Благодаря систематическому контакту с миром эстетически значимых предметов и явлений ребенок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластических формах. Дети вместе с воспитателем рассматривают разнообразные природные объекты, явления; сезонные изменения в их жизни. Процесс восприятия сопровождается высказываниями детей, в которых отражается эстетическое отношение к рассматриваемому объекту.
Осенью внимание детей обращается на овощи фрукты. Дети рассматривают их, составляют из них «живые» натюрморты. Проводится работа с осенними цветами (астры, бархатцы, георгины, душистый табак). Дети рассматривают их, обращают внимание на цветки, их запах, форму стеблей и листьев. Проводится специальная работа, направленная на раскрытие детям совершенства деревьев и кустарников. Дети рассматривают их осеннее убранство, отмечают разнообразие цветов оттенков листьев. В ноябре отмечаются изменения в жизни цветов, деревьев и кустарников по сравнению с сентябрем. Рассматривая плоды деревьев и кустарников (боярышник, рябина, калина, шиповники др.), дети отмечают разнообразие цветов и оттенков, строение формы. Поздней осенью дети рассматривают кору разных пород деревьев. Отмечается разнообразие цвета, фактура (гладкая, шершавая). Обращается на разнообразие листьев в природе: с одной пластинкой ( подорожник, мать- и мачеха), с тремя пластинками( клевер, земляника), с сильно изрезанными краями( своеобразие рисунка края у разных листьев). Дети подбирают определение к состоянию листьев в разную погоду: мягкие, пухлые в сырую погоду; жесткие, хрупкие во время заморозков.
Зимой продолжается наблюдение за деревьями. Обращается внимание на кроны различных пород деревьев. Дети рассматривают хвойные породы деревьев и кустарников (туя, ель, сосна, можжевельник и др.) Отмечают красоту зимней природы. Проводят наблюдение за снегом, инеем. Особое внимание в работе занимает наблюдение за зимующими птицами, их поведением, оказание помощи птицам.
Ранней весной дети отмечают первые признаки весны в природе. Постепенно, по мере пробуждения природы, дети отмечают набухшие почки, появление соцветий на деревьях, первые листья, первые цветы. В мае на примере цветов мать-и-мачехи, купальницы, сурепки показывается разнообразие оттенков желтого цвета.
Организуя процесс восприятия искусства, воспитатели знакомят детей с работами народных мастеров и произведениями декоративно-прикладного искусства. Дети знакомятся с такими профессиями, как художник, художник - иллюстратор.
Работа по восприятию прекрасного в жизни и искусстве находит свое воплощение в детском художественном творчестве (рисование, аппликации, лепке). Содержание работы в рамках художественного труда способствует развитию мелкой моторики руки ребенка. Известно, что развитие речи связано с развитием движений пальцев рук. В течение года дети активно работают ножницами, со штампами, трафаретами. Используются приемы обрывания, процарапывания, складывание бумаги.
Итак, работа по развитию речи проводится в системе, охватывающей все ее стороны (словарь, грамматический строй, звуковая культура речи, связанная речь). Каждая сторона речи включает в себя широкий круг задач и собственную динамику развития. Полноценная проработка такого обширного материала требует больших усилий и временных затрат. Однако есть реальная возможность установить взаимосвязь с другими видами деятельности детей, что позволяет перераспределить учебную нагрузку, освободив время для игры, сохранив физическое, психическое и социальное здоровье дошкольника, развивая все стороны личности ребенка. Тем самым не только достигается экономия во времени, но и осуществляется нормальное функционирование речи в жизни детей.
Составила: старший воспитатель МБДОУ № 316 Яцкова О.А. |
Театрализованные игры в ДОУ
Театрализованные игры в ДОУ.
Консультацию подготовила: член творческой группы, воспитатель Яковлева С.П.
ЕЖИК.
Цель: Развитие координации движений, ловкости, чувства ритма.
Ход игры. Дети лежат на спине, руки вытянуты вдоль головы, носки ног вытянуты.
|
КОРОЛЬ (вариант народной игры)
Цель: Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.
Ход игры. Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок.
Остальные дети — работники распределяются на несколько групп и договариваются, что они будут делать, на какую работу
наниматься. Затем они группами подходят к королю.
Работники. Здравствуй, король!
Король. Здравствуйте!
Работники. Нужны вам работники?
Король. А что вы умеете делать?
Работники. А ты отгадай!
Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т.п.).
КАК ЖИВЕШЬ?
Цель: Развитие быстроты реакции, координации движений, умение владеть жестами.
Ход игры.
Педагог |
Дети |
|
— Как живешь? |
— Вот так! |
С настроением показать большой палец. |
— А плывешь? |
— Вот так! |
Любым стилем. |
— Как бежишь? |
— Вот так! |
Согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами. |
— Вдаль глядишь? |
— Вот так! |
Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам. |
— Ждешь обед? |
— Вот так! |
Поза ожидания, подпереть щеку рукой. |
— Машешь вслед? |
— Вот так! |
Жест понятен. |
— Утром спишь? |
— Вот так! |
Ручки под щечку. |
— А шалишь? |
— Вот так! |
Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками. |
Театрализованные игры для дошколят
Театрализованные игры для дошколят.
Для развития личности ребёнка большое значение имеет наличие педагога- мастера и создание среды, вызывающей положительный отклик у дошкольника, способствующей его самовыражению, в процессе художественной деятельности Личность, по- настоящему творческая, если у неё развито эмоциональное и интеллектуальное начало. Но часто пренебрегают эмоциональным воспитанием.
На девятой московской конференции по музыкальному воспитанию учёный- математик, профессор Г. Суворов отмечал разрыв , который наблюдается в наши дни между интеллектуальным и эмоциональным воспитанием подрастающего поколения. Он в своём выступлении подчеркнул, что : « Опасность не в том, что машины начнут думать как человек, а в том , что человек начнёт думать как ма- шина».Ещё Д. Кабалевский утверждал: « Гармония ума и сердца- вот конечная цель воспитания современного человека». В дошкольный период основным видом деятельности ребёнка является игра. Каждый ребёнок прирождённый актёр, способности которого надо раскрыть. Роль театра в эстетическом развитии дошкольников — неоценима. В воображаемых обстоятельствах сказки отражается жизнь народа, стремления, идеалы, жизнь живо тных, природного мира.
Театрализованные как раз способствуют развитию активности детей, творческому взаимодействию друг с другом. Через театрализованную игру ребёнок получает информацию об окружающем мире, у него формируются творческие способности. Ребёнок учится адекватно реагировать на происходящее вокруг, эмоционально откликаться на ситуацию. У него накапливается опыт способов действий в ситуациях. Театрализованные игры ,несмотря на большое сходство со сценическим представлением, отличаются от него.Они не требуют обязательного присутствия зрителяи участия профессиональных актёров, профессиональной игры. В театрализованной игре бывает достаточно внешнего подражания, тогда как в театральном представлении нужно войти в образ , исключить собственную индивидуальность.
К театрализованным играм можно отнести : режиссёрские и игры- драматизации. К режиссёрским играм относятся настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры.
( стенд- книжка, теневой, театр на фланелеграфе).В этих играх ребёнок создаёт сцены, играет роль игрушечного персонажа- объёмного или плоскостного, преобладающими средствами выражения являются интонация, мимика, а пантомима ограничена . т. к. ребёнок действует с неподвижной рукой или игрушкой.Ребёнок, играя с различными мелкими предметами, сам создаёт сюжет, сценарий.Именно эта самостоятельность в придумывании сюжета считается особенно важной для дальнейшего формирования игровых действий. Ребёнок сам организует пространство, исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским текстом».
Игры — драматизации предполагают воспроизведение сюжета в соответствии со сценарием. Игры- драматизациивключают в себя инсценирование песен, сказок, потешек, литературных текстов, игровое творчество детей. Дошкольники очень любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени, в соответствии с сюжетами сказок, детских спектаклей, мультфильмов.Детям бывает очень интересно использовать игрушки и маски оригами. Они очень просты в изготовлении и доставляют радость детям. В игре-драматизации ребёнок- артист. Он самостоятельносоздаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомимика), придумывает собственные действия исполнения роли.В игре - драматизации ребёнок использует какой-то сюжет, сценарий которого заранее существует, но не повторяет его, а импровизирует не только текст, но и сценическое действие. Игры- драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыг рываются в обычной театрализованной форме (занавес,костюмы, декорации) или в форме массового сюжетного зрелища называют театрализацией.
Виды игр-драматизаций:
-игры имитации образов животных, людей, литературных персонажей,
-ролевые диалоги на основе текстов,
-инсценировки произведений,
-постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям,
- игры импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Театрализованные игры можно включать в занятие как игровой приём и форму обучения детей.В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приёмы привлекают отсутствием излишней сухости в изложении материала. Так, на занятие по математике , в гости приходит Петрушка, который не умеет считать, а дети ему объясняют правила математики. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром смешной Карлсон с удовольствием постигает вместе с дошкольниками секреты ухода за растениями, а куклы-зверята разыгрывают представление на тему почему надо беречь всё живое.
Необходимо включать игровые ситуации в прогулки, оргагизовывать игры в группах, читать художественную литературу с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры- рисования на свободную тему,строи- тельные игры с драматизацией.Всё это влияет на самостоятельную игру детей, является толчком для творческой мысли.В свободной деятельности дети обыгрывают понравившиеся им кукольные и драматические спектакли в исполнении взрослых и старших детей. Дети повторяют увиденные истории, по- своему преобразуя и изменяя их. Воспитатели являются образцами творческого поведения, владеют опытом театральных выступлений, обладают артистическими качествами.Для успешного результата необходимо сотрудничество с родителями. Необходимо разъяснять родителям о роли театрализованных игр в жизни ребёнка, о необходимости организовывать игры дома. Это даст хороший результат для развития творческой личности ребёнка.